Тарбагатай: новые взгляды на староверов

Все, что было нам известно о староверах – это люди с весьма недружелюбным взглядом (посмотрите на картинку!). Таких мы наблюдали у себя в Петербурге и в Чехии. Далее, мы знали, что староверы почитают «Домострой» - нравоучительный текст собрания законов и правил духовной, семейной и гражданской жизни времен 16 века. Отношение мужчин к женщинам четко выразил Чехов в своем рассказе «Мой домострой». Вот как главный герой обращается к жене и теще: «Я вас, ракалии, кормлю, пою, наставляю. Учу вас, тумбы, уму-разуму, а потому вы обязаны уважать меня, почитать, трепетать, восхищаться моими произведениями и не выходить из границ послушания ни на один миллиметр».

NSR: старовер

И хотя нигде в самом «Домострое» не сказано, что женщин нужно бить (возможно, под этим подразумевается общее предписание «наказывать»), мы были уверены, что кулачное изъявление наказания у староверов в порядках. Борис, словно готовясь к поездке в альма-матер старообрядцев, принял суровое обращение со мной: поторапливал меня за завтраком и велел не рассматривать долго картинки на стенах.

А откуда, собственно, эти старообрядцы взялись? Взялись они в середине 17 века после образования «Раскола» - религиозного движения, направленного на сохранение старорусской обрядовости, в то время как правительство во главе с патриархом Никоном провело церковную реформу и установило обрядовость по греческим образцам. Таким образом, все, что сегодня есть православие – это следствие той реформы, той государственной программы былой эпохи, а все, что называется «старообрядчество» - это последователи былой оппозиции.

Поскольку в те времена еще не действовала Конституция РФ, а также закон о свободе вероисповедания, то раскольники (староверы) подверглись самым жестоким гонениям. Раскольников, однако, было так много, что даже по прошествии 100 лет до вступления на престол Екатерины Второй всех старообрядцев истребить не удалось, более того, они неплохо работали над своей демографией.

Фотография "Старовер", Юрий Раченков

Источник фотографии: photographers.com.ua

Большое количество староверов жило на территории современных Польши, Беларуси, Украины, и основным родом занятий старообрядцев было земледелие. Традиции возделывания земли очень впору пришлись в Бурятии, куда Екатерина взяла, да и переселила всех староверов из западных областей России. Старообрядцы шли через Сибирь огромными семьями, целыми демографическими кластерами, отчего получили название «семейцы». Таким образом, «семейцы» - это старообрядцы после переселения в Бурятию.

Надо сказать, что переселение семейцев в Бурятию весьма плодотворно в прямом смысле слова отразилось на местном укладе. Буряты ведь без надобности к земле вообще не прикасались, а хлеб выращивать кому-то надо. И не только хлеб, но и картошку, кукурузу, помидоры, даже арбузы. Все это стало появляться на столах бурятских семей по справедливому обмену с семейцами на мясо барашков и лошадей. К тому же, не за горами был и 19-й век – массовые ссылки декабристов, которых тоже кому-то нужно было кормить. Вот и оказалось вполне разумным с государственной точки зрения это великое переселение старообрядцев. А в Польше и Украине и так все хорошо растет, и без семейцев справились.

NSR: семейские

Что оказалось принципиально не соответствующим нашим представлениям о староверах, которые мы описали выше, это то, что современные семейцы – люди вполне открытые, совсем не сердитые, а, более того, солнечно гостеприимные. Иногда даже казалось, что мы находимся не в Бурятии, а в Украине. Настолько празднично-ярко оформлен их быт, настолько гостеприимным оказался их прием.

Наша экскурсия в Тарбагатай началась с посещения местного музея и церкви, а продолжилась в доме настоящей семейской семьи. О музее и церкви читайте дальше в статье «Двенадцать сарафанов».

Фотография Александра Сидоровича, руководителя семейских хоров села Бичуры - солнечные староверы Бурятии 21-го века

Источник фотографии www.culturemap.ru

April 14, 2021, 10:19 pm