Главное – угодить свекрови!

NSR: семейская свекровь в кичке

Если обратиться к «Домострою» (эта книга на адаптированном русском языке есть в интернете), то становится ясным главный принцип жизнеустройства старообрядцев. Этот принцип – мужчина несет ответственность за все. Это крайне патриархальный, мужской мир. Женщина в этом мироустройстве помещается в семью в качестве наполнителя, формально не имея ни права голоса, ни воли. И хотя «Домострой» лишает женщину «свобод», он дает ей другое: и воспитание, и содержание. Вспомните Чехова!

Если посильнее отойти в сторону от достижений современной жизни с ее ценностями равенства полов, от достижений феминизации и цивилизации, то жизнь по «Домострою» кажется справедливой. Собственно, самое сложное в жизни – это за что-то отвечать. И если посмотреть на сегодняшнюю жизнь, то наберется очень мало людей, которые берут на себя ответственность: детей рождается мало, также мало ответственности проявляется в работе: людей, способных своей волей что-то изменить вокруг себя, дать кому-то рабочее место, обеспечить, позаботиться. Надежда на государство – искушение для инфантильных людей, к числу которых примыкает все больше граждан, требующих пенсию, социальные льготы и выплаты.

Источник картинки newsbabr.com

В 16-м веке надеяться было не на кого. За все отвечал мужчина. От его решений зависело, будет ли голодать его семья, развалится ли дом, сдохнет ли скотина. Соответственно, работящая и немногословная жена – самое лучшее дополнение мужу. Ведь известно, чем сварливее и неуступчивее жена, тем более слабым становится муж. Ну а труд – это вторая главная ценность в семье. Каждый в старообряднической семье должен трудиться. Даже если в доме есть слуги, «Домострой» предписывает всем членам семьи немало обязанностей, и по трудовой, и по воспитательной части.

Наши староверы обучили нас отличать замужних женщин от девок. В замужестве семейские носили кичку или рожок, которые имеют два значения: первое – плодородие или детородство, а второе – один рог сообщал о принадлежности одному мужчине, своему мужу. Зарубки на рожке – это загадывание, сколько детей будет у женщины. Такой обряд пришел из язычества. Девки носили одну косу, после замужества плели две и прятали под кичку (точно как у буряток!). А если женщина так и не выходила замуж, то она носила обычный платок. Сегодня старообрядцы кичку уже не завязывают, а носят только по праздникам или на выступлениях.

Я припоминаю, как мне уже доводилось бывать на украинском хуторе и наблюдать сходство с семейскими. Особенности культуры тех и других одинаковы: тяжелый труд (чем тяжелее трудишься, тем больше тебя уважают), яркие одежды и яркие тканные коврики, выпечка хвороста, сало – обязательный атрибут стола, невестки называют свекровь только «мамой», а после тяжкого труда полагается большое количество еды, женщина при этом непременно должна быть полной.

Молодые обычно жили со стариками. Замуж выдавали за тех, за кого сватали родители. Если девушка хотела выйти замуж за православного, то ее проклинали, а это значило, что домой она никогда не вернется. Если что-то не ладилось с мужем или его призывали в армию, то ее не брали обратно в  отчий дом, что оставляло ей два выхода: тянуть всю мужскую и женскую работу на себе или умирать с голоду. Судя по песням семейских, такие отважные женщины были.

Если все-таки семья образовалась из староверов, то женщина переходила в подчинение свекрови и свёкра. Кость из супа доставалась только батьке (свёкру). Первая ложка каши свёкру, потом свекрови. Никакого самообслуживания в доме принято не было. Даже если свёкр или муж сидит  рядом с самоваром, сам себе чая никогда не нальет, - это обязанность невестки или жены. Сегодня же за это «барство» муж может и по лбу получить.

Воду у семейских носили только женщины. Одна из наших хозяюшек рассказывала, что когда она в 16 лет вышла замуж и пошла первый раз за водой, муж ее пожалел и помог донести ведра. Свекровь сей факт помнила до конца своих дней. В других семьях поступали проще – воду просто выливали. Иди, дескать, сама. Муж таскает воду? Это грех. Надо сказать, что ношение воды женщинами – это не только элемент культуры старообрядцев. У бурятов, пожалуй, это тоже «не мужское дело». Однажды, мы остановились у источника набрать питьевой воды. У ключа лежал ковшик. Им легко зачерпывать воду и переливать в бутылку. Когда Борис потянулся за ковшиком, пожилой бурят зацыкал на него: «Зачем ты это делаешь? Пусть она», - и указал на меня.

Возвращаемся к староверам. Что касается свекровей, то отношения с невестками, пожалуй, можно объяснить поговоркой «Отольются кошке мышкины слезки». Кошка в данном случае – это прежняя жизнь свекрови до той сладостной поры, когда умерла ее свекровь, и появились невестки. Теперь все повторялось в точности наоборот: тебе кланяются, называют «мамой», во всем слушаются и уважают. Если молодая жена несет коромысло с полными ведрами, а на пути встречается свекровь, то необходимо бросить ведра и покланяться свекрови в ноги. Если при этом разольется вода, тем лучше. Тем усерднее и быстрее сноха оказала уважение. Особенно тяжело приходилось женам солдатов: на ближайшие двадцать лет только работа и только свекровь. Иногда, конечно, молодые отселялись, это правда совсем не рентабельно и позволить себе это могли лишь единицы.

На этом заканчиваем наше погружение в жизнь семейских. Расскажем еще два слова об обратном пути. А на обратном пути нас встретила гора «Спящий лев». Читайте дальше статью «Спящий лев: чаши страсти и спокойствия».

April 26, 2024, 2:21 am