Закрываем сезон в Бурятии: этномузей

По возвращении из Монголии в Улан-Удэ у нас оставалось пять ночевок и четыре дня перед дорогой в Санкт-Петербург. Мы наметили несколько дел по подготовке в обратный путь. У нас еще оставался нерешенным вопрос со Сбербанком, после чего мы намеревались продлить КАСКО на Jimni (на тот момент уже с просрочкой), сделать покупки в дорогу, подарки, а также отдохнуть и посетить знаменитый «Этнографический музей народов Забайкалья» под открытым небом.

Именно на музее нам хотелось бы остановиться подробнее. Его экспонаты представляют основные направления этнической и политической жизни Забайкалья в 17-19 вв., а также содержат и более древние свидетельства культурной деятельности жителей края.

Поскольку мы уже были знакомы с особенностями жизни староверов, этнических бурятов, а также вникли в истоки буддизма и шаманизма, то этнографический музей был для нас вроде закрепления пройденного материала.

В этой статье я хочу показать некоторые памятники старины, выставленные в музее, и прокомментировать их, чтобы читатель имел возможность составить свое представление об этом достойнейшем для культурного развития россиян месте.

Начнем с самой пока непознанной для нас стороны истории Забайкалья – это истории каторги и ссылки. Известно, что ссыльных и каторжан отправляли куда-то в Сибирь. Однако Сибирь большая. Теперь мы знаем, куда именно направлялись виновные и каким образом это происходило. Путь из Санкт-Петербурга в Улан-Удэ на автомобиле с ночевками занимает примерно 2 недели. Во времена каторжников в 17-19 веках ссыльные этот же путь проходили пешком. Удобнее всего это делать было летом или зимой, когда дороги становились сухими. В день каторжник преодолевал 25 верст (примерно 27 км), а затем останавливался на ночлег в этапе или полуэтапе - специальном месте, где соблюдались условия для охраны, а также подкрепления сил виновных и их сопровождения.

NSR: этап ссылки и каторги в Забайкалье 17-19 вв NSR: выставка ссылки и каторги в Забайкалье

В музее экспонировалась выставка "Из истории ссылки и каторги в Забайкалье". Здесь представлены скудные предметы этапных ночлежных помещений: кадки, ушаты, лохани для воды, подсвечники, замки для запирания дверей, каторжный жилет, ножные и ручные кандалы.

Теперь от примеров невольничьих приютов перейдем к примерам вольной жизни. Как мы уже знаем, Забайкалье населяли несколько этнических групп: непосредственно буряты и малочисленные эвенки и прочие народности - коренное население, казаки - прибывшие в екатерининское время для установления надлежащего порядка на землях Российской империи, вольные ссыльные крестьяне и казаки, а также к ним примкнули семейские - сосланные той же Екатериной раскольники. Каждая группа представлена в музее.

NSR: дом забайкальского бурята-скотовода Дом-зимник зажиточного забайкальского бурята-скотовода. Внутреннее убранство мало чем отличается от убранства войлочной юрты. Новшеством является печь русского образца, условно делящая дом на две части: почетную и хозяйственную. Мы видим почетную: вдоль стен красуются расписанные сундуки.
NSR: дом пашенного крестьянина

Дом пашенного крестьянина. Типичная великорусская постройка первых насельников края - пашенных крестьян. Дверь ведет из холодных сеней в единственную комнату, занятую почти на 1/3 громадной неуклюжей глинобитной гончарной печью на фундаменте. Потолок из крупных бревен, пазы которого законопачены мхом. Пол не окрашен. Чтобы дольше сохранить такой дом чистым, его посыпали прокаленным речным песком. У зажиточных крестьян потолки и стены были обычно покрашены известью.

Мебель состояла исключительно из деревянных лавок, прямоугольных столов, полок, завешанных холстиной. Характерной особенностью сибирских крестьянских домов являлась чистота и опрятность.

Интересно, а как же жило руководство поселений. Здесь представлен дом станичного атамана. Основным занятием казаков являлась торговля, что повлекло за собой тесные связи между городом и деревней. В интерьере атаманского дома соединены элементы разных стилей: яркое оформление заимствовано из родного кубанского края, мебель нового городского стиля, половики - элемент крестьянского быта. О богатстве гетмана говорит то, что изба изнутри окрашена, полки закрываются стеклянными дверцами, а не тканью, занавески "по-моде", а элементами меблированного интерьера являются украшения-безделушки.

NSR: дом станичного казака Забайкалья NSR: интерьер дома станичного казака Забайкалья

О семейском старообрядческом быте и самих семейцах мы уже писали. Обратим внимание, что музей располагает целой семейской улицей, в домах которой можно увидеть образцы семейского быта.

NSR: старообрядческая улица в музее народов Забайкалья Ворота старообрядческого дома выделяются своей "праздничностью", принесенной семейцами со своей солнечной родины.
NSR: интерьер старообрядческой избы Интерьер старообрядческой избы: покрашенные известью потолки и стены - горница должна быть светлой. На полу домотканные половики - изба должна быть теплой и уютной. Множество тканных изделий: рушники, салфетки, скатерти, занавески. Весь интерьер выполнен в традиционных ярких красках.

Верхнеудинск (современный Улан-Удэ) был первым городом, лежащим на пути путешественников, направляющихся за Байкал. Основанный в 1666 году как острог для сбора ясака с бурят и эвенков, быстро разросся и в 1790 году получил статус города. Верхнеудинск лежал в центре четырех важных трактовых дорог: на Посольск, Баргузин, Кяхту и Нерчинск; поэтому город играл важную роль в извозном промысле и мог одновременно выставить 250 одноконных подвод и 60 двуконных.  Также определенную экономическую роль в жизни города играли ярмарки. Товары делились на "российские" (из западной части России), местные и "иностранные". Ярмарка проходила с 1 февраля по 1 марта - самое благоприятное время для извоза.

Верхнеудинск также являлся важной остановкой на чайном пути из Китая в Россию. Нынче этот путь забыт, однако в 18 веке через него проходила 1/7 часть от импорта из Китая, а в 19 веке 2/3! Основным товаром являлся чай. Через этот сухопутный тракт провозили дешевые сорта чая, широко употреблявшиеся в России и приносящие большие доходы в казну. Дорогие сорта байхового чая переплавлялись морем. 

NSR: городской дом в Верхнеудинске

Основное население города составляли мещане (2708 человек из 3196 на начало 19 века). Мещане и были основными свозчиками, объединившиеся в товарищества. Остальные группы населения, весьма пестрые по сословному происхождению (дворяне, чиновники, цеховые, отставные солдаты, крестьяне, казаки), составляли не многим более 1/10 части населения.

На фото городской дом богатого верхнеудинского мещанина.

NSR: интерьер городского дома в Верхнеудинске Интерьеры городского дома - это, в первую очередь, ковры и обои. В доме также есть мягкая мебель, тонкие вязаные скатерти, резрая этажерка, фотографии, безделушки и тяжелые портьеры.

Замыкают нашу экскурсию по музею экспонаты, представляющие жизнь коренного населения Забайкальского края - эвенков. Основные занятия эвенков (ранее, тунгусов) - это охота, собирательство и рыболовство. В экспозиции представлено стойбище таежного оленевода-охотника и рыболова. В стойбище проживало несколько родственных семей.

NSR: эвенкийский чум Жилище эвенков - конусообразные чумы, покрытые ровдугой, лиственничной корой и берестой. 
NSR: верхний мир Вселенной по представлениям эвенков Дополняет стойбище шаманский чум с культовой галереей, сооружения которой, по представлениям эвенков символизировали Вселенную. Вселенная состоит из трех частей: верхний мир - мир добрых духов, где показаны зооморфные изображения духов - помощников шамана (плот из тайменей, медведи), средний мир - мир земли, который символизирует шаманский чум,
NSR: нижний мир Вселенной по представлениям эвенков и нижний мир - мир злых духов и душ умерших в виде фигур волков, россомах и других.
NSR: эвенкийский идол Чичипкан - это идол, в переводе с эвенкийского "лазейка". Охраняет от дурного глаза и враждебных духов. Для обретения удачи в охоте, эвенки проходили через этот идол во время обрядов.

В завершении статьи мы, пожалуй, хотим добавить несколько слов о работе экскурсовода Дмитрия, который сопровождал нас по музею. Как мы видим на фотографиях, на дворе стояла зима, дул сильный ветер - не лучшая погода для тех, кто забыл дома шапку и теплые ботинки. Дмитрий как раз не учел перемену климата (а это не является чем-то странным - за два дня температура с +15С изменилась на -5С) и водил нас два с половиной часа по просторам открытого музея практически в летней одежде. Надо отметить мужество человека, который выполнил свой долг до конца - рассказывал нам о каждом камне и дереве, отвечал на вопросы. Мы надеемся, что выполненный долг согрел Дмитрия в ту раннюю зиму и он остался здоров. Кстати, мы были в тот день единственными посетителями. Конечно, погода не располагала к подобному мероприятию, однако, у нас был свой долг - мы хотели посетить этот музей в обязательном порядке. Иначе мы бы не уехали в Санкт-Петербург!

И вот теперь мы готовы к возвращению домой. Нам предстоит дорога длиною в несколько тысяч километров. Мы не планировали больше никаких исторических и культурных исследований, наша задача была вернуться домой с подарками и впечатлениями как можно раньше. 13-го октября 2012 года мы покинули Улан-Удэ и направились в Санкт-Петербург. Наша первая остановка была в Иркутстке. А по дороге нас ждал... Култукский перевал! Читайте дальше об этом великолепном опыте преодоления нашим маленьким Jimni этой зимней стихии в следующей статье.

 

Внимание! При копировании материалов с сайта, активная ссылка на сайт - http://www.newskyreport.ru/ - обязательна!

Если Вам понравилась эта статья или сайт, пожалуйста, нажмите на кнопки сверху справа. Спасибо:)

April 20, 2024, 7:43 am