Рига: рыба, «Юстас», холод и могильные плиты…

После испытания парковкой Рига, мало-помалу, стала открывать перед нами свои узенькие дверцы добродушия. Как мы и ожидали, все в старой Риге говорят по-русски. Неожиданным открытием для нас стала латышская кухня. Во-первых, такое понятие как «латышская кухня» существует, и, во-вторых, эта кухня цельная, а не разновидность немецкого колбасно-капустного стола, как, например, чешская.

Латышская кухня – это кухня поморов, что означает - рыбная кухня. Удалось попробовать, а впоследствии, и повторить некоторые блюда. Например, ледяной окунь с хреном и козьим сыром произвел лично на меня неизгладимое впечатление. Дома в России я повторила его и предложила гостям, и этот пример латышской кухни был оценен по достоинству. Если говорить о десертах, то в каждом ресторане есть свой облепиховый десерт. Это или мороженое, или желе, или соус. Выделяется также рижский бальзам с экстрактом черной смородины, который подают горячим с соком черной смородины или клюквы или вишни. Больше всего мне понравилось сочетание с вишней. Очень вкусные молочные шоколадки. Несмотря на слияние с глобализацией, латыши свои молочные традиции оставили для внутреннего потребления. И нам, русским туристам, кое-что перепало.

Горячий рижский бальзам с черной смородиной – напиток тематический, ведь в Риге бывает холодно, - ветер с Даугавы очень свеж. И не только свеж, но и силен: заходя порой во дворы старой Риги, можно поймать себя на мысли, что удобнее передвигаться на четвереньках, т.к. ветер тебя просто сносит, а сцепления двумя ногами за асфальт явно не хватает. Таким образом, если остальное время после экскурсии ты не хочешь провести на гостиничной койке с фервексами, то одеваться лучше потеплее, а после экскурсии выпить фирменный напиток из горячего бальзама.

Для истинных ценителей мрачного средневековья рекомендуем средневековый ресторан «Vinarious Civitatis Rigansis», который проще запомнить под названием «1293». Обстановка ресторана воссоздана такой, какой она была в 13-м веке: каменное подземелье, колончатые своды, свечи, кованые столы и стулья. В этом же подземелье имеется настоящий колодец 13-го века. Кухня в этом ресторане средневековая, также воссозданная по документам. В меню предлагается описание блюда. Если блюдо подавалось к столу какого-то короля или герцога, то об этом так и пишут. Латышскую кухню спрашивать не следует, потому что латыши как народ образовались лишь в 18-м веке. Кстати, порции средневекового ресторана большие.  Наверное, далекие предки латышей ели больше латышей современных.

Рига: ресторан Рига: ресторан

 Ресторан "1293" в Риге: самый средневековый

ресторан из тех, в которых мы когда-либо были

 Вокруг ресторана "1293" кипит средневековая

жизнь

 Рига: гостиница  Рига: ресторан
 Гостиница "Юстас"

 Ресторан "1221" известен в интернете, но оплошал

в обслуживании знаменитостей

Гостиница «Юстас», в которой мы остановились, имеет отличное расположение. Для тех, кто приехал не спать, а гулять по старому городу, «Юстас» находится даже не в пешей, а шаговой доступности от культовых точек: Домского собора и его площади, а также бывшей кольцевой площади, где находится дом Черноголовых.

Выбор гостиницы «Юстас» был также основан на принадлежности к средневековому стилю. Точнее, мы думали, что это так. То есть, это так, но отчасти. Когда мы зашли в номер, нас встретил пробирающий холод, который в сочетании с кованой кроватью и выступающим кирпичом дал нужный эффект камеры пыток. Неудобные подушки и матрас тоже не добавили уюта, зато вскоре включили отопление, и комната немного повеселела.

Почему эту гостиницу назвали «Юстас», подумала я. Может быть, в честь какого-то епископа или короля. Я не такой знаток средневековья, чтобы наизусть вспомнить всех вельмож. Все оказалось проще: Юстас – это всем известный Штирлиц. А к гостинице «Юстас» прилагается ресторан «Алекс». На этимологию названий намекают фото, расположенные в ресторане. Но и это еще не все. Другие декорации «Юстаса» впечатляют своей запутанностью. Например, в ресторане «Алекс» над фотографией Штирлица к потолку приделано корыто, а напротив уголка в венецианском стиле можно обнаружить корабельный штурвал. Потолок лифтовой клетки декорирован китайскими фонариками, а когда выходишь из лифта на четвертом этаже, тебя встречает картинка в чикагском стиле 20-х – домохозяйка или горничная, игриво сметающая в совочек перышки. Поворачиваешь направо, и находишь фотовыставку работ, посвященных авиации. Венчает выставку кусок самолета. Идем дальше. На лестнице видим декоративные окошки. В одном окошке виднеется кружка, а в другом фигурка падшего ангела. Фотографии гостиницы и ресторана смотрите здесь.

Если поразмышлять на тему названий, то название гостиницы выбрано удачно и не случайно. Прямо напротив гостиницы находится дом, в котором снимались эпизоды фильма «17 мгновений весны». Но все-таки, причем здесь прялки, самолеты и корыта?

Дворик, закиданный мусором, в который попадаешь, выходя из отеля, также знаменит, как и дом напротив «Юстаса». Режиссеры «Шерлока Холмса» выбрали этот дворик для съемок своего фильма. Если присмотреться, то сквозь граффити действительно можно узнать знаменитую дверь дома миссис Хадсон.

Удивителен тот факт, что по всей Риге вмонтированы могильные плиты. А как они там оказались? Историческая справка повествует о том, что до екатерининского времени в городе не было кладбищ, поэтому особо именитых горожан хоронили в церквях, что увековечивалось памятными плитами. Екатерина приказала убрать все захоронения из города. Захоронения убрали, а плиты остались. Плиты – вещь дорогая, поэтому выбрасывать их не стали, а взяли и облицевали дворы. В Домском соборе некоторым плитам нашлось даже более оригинальное применение. Например, на могильной плите располагается детская комната.

Рига: Рига: гостиница  

 "Двор миссис Хадсон": дверь слева, а справа над разрисованной серой дверью располагается портал

 Окно справа от каменной головы гостиницы "Нойбург" участвовало в съемках "17 мгновений весны"
Рига: Домской собор  Детская комната в Домском соборе
 Домской собор в Риге  Детская комната в Домском соборе

Любопытно, какой в Риге существовал обычай расплачиваться за долги: если рижанин не мог заплатить деньгами, то кредитор брал с него долг сначала вином. Если количество вина долг не покрывало, то у должника отнимали портал – это то место на фасаде дома, где написано, чей это дом, год основания и так далее, то есть своеобразный паспорт здания. Если же для расчета с кредитором не достаточно и портала, то забирали самое дорогое и сокровенное – могильную плиту. Делаем вывод, насколько дорого обходились работы по изготовлению продукции из камня. Кредитор, таким образом, существенно экономил на производстве собственных порталов и могильных плит, стирая лишь старую надпись и высекая новую.

Читайте продолжение: «Рига: город BMW и кошек»

 

Внимание! При копировании материалов с сайта, активная ссылка на сайт - http://www.newskyreport.ru/ - обязательна!

Если Вам понравилась эта статья или сайт, пожалуйста, нажмите на кнопки сверху справа. Спасибо:)

April 14, 2021, 10:50 pm