Бандит по имени Иркутск

11 сентября в 11 утра мы въехали в Иркутск.

Наш путь в город проходил по мосту через Ангару, широкую полноводную реку, по масштабу напоминающую Каму.

NSR: мост через Ангару в Иркутске

Мост через Ангару в Иркутске (источник ramina.ru)

По дороге забронировали квартиру, обратив внимание на названия этого города и края. Во-первых, традиционный просоветский ажиотаж вокруг названий улиц: ул. Красноармейская, ул. Карла Маркса… Еще заметили, и это уже будет во-вторых, что в Сибири популярен корень [Ел]. С этим корнем встречаются реки: Большие и Малые Еловки, города: Малая и Большая Елань, а также небезызвестная нам Худоелань. Необычно, но факт, что имеются и библейско-античные названия: реки Картагон, Камиген.

Впрочем, все эти наблюдения не так важны для рассказа о том, что представляет собой истинный Иркутск. Мы побывали в нем дважды и скажем уверенно – это город с крутым нравом, город серьезный, город-«пахан», контролирующий территорию не только Приангарья, чьей столицей является, но и Прибайкалье с Забайкальем.

Серьезность города мы впервые ощутили, когда угодили в лихой транспортный поток на улице Ленина. Улица Ленина – это одна из главных магистралей Иркутска, и она, как и положено в серьезном городе, собрала пробку. Оглядевшись, мы поразились количеством огромных автомобилей: лексусов, тойот, хонд, мазд. Собранные вместе, эти гиганты смотрелись как дома, нет, как корабли на колесах, плотно сдавившие маленький Jimni в тиски.

Когда находишься в Иркутске на автомобиле, становится важным соответствовать принятому в нем стилю езды. Здесь, в Иркутске, только так: или едешь «нормально» или сидишь дома. «Нормальная» езда по-иркутски выглядит следующим образом: кто первый на перекрестке появился, тот и едет; кто первый увидел свободную пядь асфальта, тот ее и занял. Не является проблемой и сплошная линия. Причем, по этим же правилам играют и троллейбусы. Когда-то мы боялись «копеек» во Владимире, а здесь наперегонки носятся троллейбусы! А теперь представьте, если троллейбусы столь агрессивны, что говорить о ленд крузерах?

Сам автопарк Иркутска не производит впечатления нового. Изрядная доля автомобилей ездит без бампера, без фар, с хлопающим капотом. Большинство авто – это старые праворульные «тачки», оборудованные дефлекторами, чтобы скрыть коррозию. Есть, однако, и новые внедорожники. Объединяет их одно главное свойство – они огромные.

Маленький Jimni протискивается среди гигантов, становится поперек дороги, - иркутчане не в обиде. Бибикают, конечно, но это с ними происходит скорее от кайфа. Здесь нет грозных водителей как в Петербурге, которые хотят тебе что-то доказать. Здесь просто сигнализируют об удовольствии управления большим автомобилем, у которого есть клаксон.

Односторонняя улица Ленина, пожалуй, одна из самых широких дорог в Иркутске. Дальше транспортный массив распределяется по мелким улицам и дворам. Дворы также предназначены для езды. Удивительно, и даже нелепо, смотрелись все эти мощные представители японского автопрома, медленно друг за другом переваливающиеся через поребрики и ямы, еле-еле протискиваясь по узкому дворику Иркутска.

Когда-то мы слушали лекцию сотрудника компании, занимающейся автомобильными сигнализациями. Вспомнилось, как этот сотрудник сказал, что самыми уязвимыми с точки зрения угона являются большие дорогие внедорожники. Дескать, на них в регионах самый крутой спрос. Теперь мы знаем, где именно самый крутой спрос! Похоже, сюда стекаются два потока: дорогие новые иномарки из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов западной России и старые дешевые внедорожники из Японии. Главное, что по вкусу иркутчанам размер и мощь. Судя по разбойничьей манере езды, иркутчане покупают автомобили не для того, чтобы ими любоваться. Они их бьют, меняют, эксплуатируют так, что не остается сомнений в силе и мощности двигателя.

Конечно, есть в Иркутске и другие автомобили. Например, Bentley был одним из первых авто, подрезавших новичка Jimni на улице Ленина. В тесных дворах Иркутска не развернуться поршам.

Среди маломерных автомобилей популярен Honda Jazz, праворульный аналог которого в сибирских городах называется Honda Fit.

Сложив вместе наши первые впечатления об Иркутске, нам показалось сомнительным то, что мы останемся здесь надолго. В наши планы входила длительная остановка для исследования этого края. Нам была необходима надежная «восточная резиденция», где мы смогли бы с перевести дух и перейти в следующую фазу путешествия – «отдыхательную». А затем осуществить рывок через амурскую тайгу, и преодолеть путь обратно.

У нас закрались сомнения. Впоследствии, эти сомнения укрепились. Далее мы хотим рассказать о том, почему Иркутск не стал нашей «восточной резиденцией». Читайте следующую статью: «Иркутск: возможное невозможно».

April 20, 2024, 2:42 am