О том, как мы побывали в юртах
Продолжением экскурсии в Иволгинский дацан стала поездка в деревню «Арбижил», которая запомнилась нам как самый сердечный прием, устроенный когда-либо и кем-либо в нашу честь. И хотя эта экскурсия, разумеется, организована на коммерческой основе, мы отзываемся о ней, как об истинном шедевре среди услуг гостеприимства: и по насыщенности программы и по широте души ее исполнения.
В программу экскурсии в деревню «Арбижил» входили знакомство с кочевым бытом, изучение устройства юрты, рассказ об образе жизни и обычаях кочевников, дегустация национальной кухни, а также участие в национальных играх. Подобный бизнес в принципе достаточно распространен в Бурятии. Более того, агентства по туризму с каждым годом привлекают к национальным традициям все больше туристов.
Отмечу, что в этой части поездки мы больше не нуждались в услугах гида Анастасии, которая нас сопровождала в Иволгинский дацан, поскольку прием был организован местным населением, – семьей, владеющей юртами. К тому же, добраться в «Арбижил» мы могли сами на своей машине. Однако, Анастасии суждено было поехать с нами, поскольку мы, сами того не ведая, оплатили ей это сопровождение.
За эту досадную ошибку мы расплатились сполна, поскольку уже очень скоро после начала экскурсии по деревне Анастасия весьма неделикатно показывала нам на время, сообщая, что она торопится, при этом, мы должны доставить ее обратно в Улан-Удэ. Что ж, нет в мире совершенства – вот какой напрашивается вывод, ведь сколько мы ни старались предусмотреть все нюансы, а допустили и другие ошибки при покупке путевки: в агентстве нам сообщили, что время пребывания у хозяев юрт истекает в 16:00, в то время, как Анастасия ориентировалась на 14:00. «Проверяйте деньги, время и условия, не отходя от кассы». А еще лучше все факты скрепить в договоре, а не только в приходном ордере, как это было у нас.
Оставим, однако, досадные нюансы, а переключимся на удовольствие от посещения деревни «Арбижил». Нас встретила бурятская девушка по имени Жетидма, которая по-русски представилась Женей. Женя встретила нас в традиционном костюме, соблюдая обряд гостеприимства: с хадаком и чашей – символами открытости и чистоты. В чаше был подан зеленый чай с молоком. Угощение сначала предложили мужчине, а потом женщинам.
Далее Женя предложила нам ознакомиться с кочевым бытом.
Кочевничество в Бурятии в традиционном виде существовало до 1926 года, - года, когда образовалась Бурятская республика, а бурятов заставили жить в домах. Не все, однако, местные жители смирились с новым порядком. Зачастую рядом с домами, которые построили большевики, бывшие кочевники ставили юрты. В итоге, на новом советском пространстве Бурятии рисовалась такая картина: дети и внуки живут доме, а дедушки и бабушки в юрте.
Такой была история происхождения юрт, куда нас пригласили. Семья Жени владеет двумя юртами – зимней и летней. Характерная особенность любой юрты – это ее способность быстро собираться и разбираться. Например, зимняя юрта из войлока собирается за 30 минут. Такие правила диктует сам образ жизни кочевников: постоянные перемещения по просторам пастбищ.
Во дворе перед юртой стоит сэрге – защитный тотем, который также служит коновязью.
Средняя юрта под своей крышей вмещает 3-5 человек. Достаток семьи определяется как по размеру юрты, так и по материалам, из которых она создана. Например, если войлок белого цвета, то семья с достатком, а если темного, то «нижний сегмент среднего класса». Бывают и другие материалы: дороже и дешевле. Сейчас в материалы принято добавлять синтетику, чтобы мокрая от дождя шерсть не пахла животным.
Деревянная юрта: летняя резиденция кочевников | Войлочная юрта: зимовье повелителей пастбищ |
Буддистская доминанта открывается и благодаря свастичным символам. Запрещенный знак означает символ бесконечности. Есть некая гипотеза, объясняющая связь Гитлера и Тибета. Гитлер, имевший батальон личной охраны из Тибета, был ярким поклонником буддистского знания. В Тибет направлялись экспедиции, которые кроме знаний, привозили еще изобретения, благодаря чему в середине 30-х годов стал возможным, например, дальний видео-сигнал. Все это обеспечило техническое преимущество Германии на первых порах войны. Затем помощь с Тибета прекратилась. Как-то по «радио «Свобода» передавали воспоминания русского батюшки. Он говорит, когда победа в Сталинградской битве висела на волоске, Сталин собрал иерархов православной церкви и посоветовался с ними, чем можно помочь русскому народу. Иерархи назвали несколько пунктов. Сталин выполнил все, в числе которых было и разрешение открыто справлять церковные обряды. Все эти меры переломили ход войны. Гитлер проиграл, а свастика до сих пор несет, и будет нести дальше сильнейшую негативную ассоциацию. В Бурятии, а особенно, в Монголии, к подобным символам относятся в соответствии с их изначальной безобидной трактовкой.
Слева от входа в юрту располагается мужская сторона: на стене висит сбруя, в сундуках хранятся инструменты. Справа женская половина: шкафы, утварь, посуда. Разделение пространства юрты также носит символический характер, правда, мы не смогли выяснить, почему именно за женской стороной закреплена половина справа, а за мужской слева.
В западных учебниках по мерчендайзингу пишут, что «все мужское» - например, мужские отделы в магазинах – должно быть справа, поскольку мужчина не способен к зрительному восприятию периферии. Он видит лишь то, что лежит «перед носом», а именно, справа, т.к. большинство людей мира правши и перед носом у них то, что справа. Возможно, кочевники имеют профессиональный навык замечать периферию, либо большинство кочевников левши. А может, и то, и другое.
В программу нашего пребывания входило знакомство с бурятскими народными костюмами. Как и во всех остальных областях традиционной жизни бурятов, костюм несет в себе определенную символику. Читайте дальше статью «Женщину Бурятии сначала слышно, а потом видно».