Шаманы: мифы и правда

Буддизм в Бурятии развивался в соединении с шаманизмом и бурятскими национальными традициями. Слияние с шаманизмом выражается, в том числе, в «антивегетарианских» традициях. В шаманизме не принято пренебрегать дарами природы. Каждая травинка и каждое животное могут отдать себя для пользы человеку, человек при этом должен быть благодарен.

NSR: дерево с ленточками - дань природе

В шаманистской традиции самым важным постулатом является уважение к природе. Признается, что душу имеют горы, реки, деревья. В качестве подношений духам проводится ритуал подвязывания ленточек на ветви деревьев в «местах силы». «Места силы» указываются шаманами. Побывав в Бурятии, скоро можно убедиться, что места силы – это не самые парадные места. Это может быть очень невзрачное деревце на краю дороги. Кроме подвязывания ленточек, в ритуальных целях оставляют конфеты и монеты. Говорят, бросать нужно только желтые монеты. Каждая брошенная желтая монета – это выброс болезни, а значит, возврат здоровья.

 

 

У духа местности можно просить не только здоровья, но и хорошей дороги, погоды. Характерным для Бурятии является тот факт, что русская церковь не противится как «языческим» традициям, так и соседству буддистов. Когда с приходом большевиков в 1925 году были разрушены буддистские дуганы и дацаны, на ул. Ленина оставался главный Собор православной церкви, который было не так легко разрушить, поскольку это здание было из камня. Собор пустовал во время антирелигиозных законов, а во время Великой Отечественной войны, когда Сталин разрешил обратиться к Богу, собор приютил также буддистов. Так оно и было: в одном углу молятся православные, в другом буддисты. Да, это были тяжелые времена. Но у немцев не было шанса.

Продолжаем разговор о шаманизме. С ним связано много «пугалок». Например, шаманы способны общаться не только с духами природы, но и с душами предков. Местные жители утверждают, что это действительно так. Шаманы, входя в транс, способны вызывать духов умерших, в результате чего, они говорят их голосом и на их языке.

Эта практика включается в некоторые обряды, которые проводят в семьях бурятов. Несколько раз в жизни собирается вся семья, и шаман читает наставления от предков. Есть и свои правила безопасности во время ритуалов. Запрещено смотреть шаману в глаза, а еще лучше лежать ниц, прижав голову к земле. Шаман проводит также различные обряды очищения. Все заканчивается праздничным обедом.

При желании в Улан-Удэ и Иркутске с шаманами можно познакомиться. Есть даже специальные организации, которые проводят шаманистские ритуалы. Местные жители по-разному относятся к этим организациям. Одни считают, что это шоу для туристов, другие же признают серьезность и действенность обрядов.

Шаман, если сравнивать с практиками дневнеиндийского язычества, это все равно как йог – это связь между человеком и всем миром, между прошлым и будущим. В наше время, с распространением интернета и спутниковой связи, казалось бы, человек и так соединен с миром. Связь же с прошлым и будущим умозрительно держится в альбомах с фотографиями и книгах, а также в прогнозах синоптиков и предсказателей. Так-то оно так, однако, шаман не хуже нас сориентируется в городских условиях, ведь законы леса и города одни и те же. Шаманизм – это не религия. Как говорят шаманы, это единственное знание, лишенное гордыни. Его невозможно утратить, поскольку оно не утверждает, как любая другая религия, свое превосходство над остальными. Оно есть в людях, в том числе в каждом из нас.

В доиндустриальную эпоху, в условиях леса и бескрайней тайги, особенно в зимних условиях, шаманы были единственным источником связи с пространством и временем для племен оленеводов, охотников и рыболовов. Происхождение шаманов потомственное. Человек, в семье которого был шаман, на определенном этапе времени (чаще в подростковом возрасте) испытывает непреодолимую тягу к практикам. Вот это и есть происхождение шамана. Его «колбасит», и вот он уже в лесу. Выходит, не принципиальным является то, что новоиспеченного шамана никто не обучает. Его обучает природа.

Часто шаманы ассоциируются с бубнами. Для шамана бубен – это карта звездного неба. Бубен должен быть выполнен только в той местности, в которой он используется. Стуча в определенные места бубна, шаман активизирует силу той или иной звезды или планеты. Эта сила используется, например, при излечении больных.

На этом, пожалуй, мы закончим экскурс в шаманизм и продолжим разговор об Иволгинском дацане. Следующая статья «Иволгинский дацан: «за» и «против».

April 15, 2021, 12:07 am