Иволгинский дацан: «за» и «против»

Чтобы не раздражать злых будд, в данной статье мы не взвешиваем плюсы и минусы буддизма как такового. В этой статье мы расскажем о дацане и приведем некоторые заметки «на полях», чтобы у читателя сложилась полноценная картина.

Кстати, дацан – это архитектурный комплекс, образуемый из дуганов – отдельно построенных храмов, а также подсобных помещений, например, домиков для служителей и прислуги. Бывает, что дацан состоит из одного дугана и не имеет других строений. А бывает, дацан представляет собой весьма солидный комплекс зданий, как, например, Иволгинский дацан, в который входят несколько дворцов, домов для служителей, библиотека, университет, хозблок, а также загон для животных и мини-рынок.

NSR: дуган Иволгинского дацана NSR: дуган Иволгинского дацана
Дуганы Иволгинского дацана  

Кто бы и как ни относился к религии, а, пожалуй, никто не смог бы не отметить общую характеристику буддистских храмов – это безответственное отношение к гигиене. Иволгинский дацан не исключение. Любое здание комплекса не имеет постоянного ухода в виде подкрашивания, подлатывания, подметания или уборки. Вся инфраструктура держится на стихийном, исходящем, пожалуй, от доброй воли, нежели дисциплины, усилии по поддержанию чистоты. Внутри дворцового комплекса полно мусора, бродят собаки. Молитвенные барабаны скрепят, а дощатые полы прогибаются под тяжестью прихожан. Внутри храмов позолоченные будды принимают подношения, скрываясь под многолетним слоем пыли.

В буддистских дацанах принято конструировать три входа – один для хуралов (молебнов) и праздников, другой для входа посетителей, третий для их выхода. Обход дацана производится по часовой стрелке. Так совершается священный круг приветствия дацану. Делая этот круг, мы должны думать о благополучии и хорошей жизни всех живых существ.

NSR: молитвенные барабаны

Вдоль пути приветствия дацану расположены молитвенные барабаны. На барабанах написаны мантры. Крутя барабаны, мы словно читаем эти молитвы. Крутить нужно один, три или семь раз и только правой рукой. Каждое сооружение из барабанов располагает жертвенником для избавления прихожан от греха стяжательства.

 

  

 

 

 

Как мы говорили, в комплексе имеются домики, где живут ламы. Домики расположены с одной стороны дацана, а с другой стороны возведены дуганы, или храмы. В домиках служителей живут только мужчины, это мужской монастырь. В этой же части дацана имеется хозблок, в котором помогают по хозяйству подростки, желающие стать монахами, и сердобольные женщины.

Возможно, именно такая система подношений в виде труда и создает некий провал в поддержании порядка. Храмовый комплекс лишен хозяйственной руки, поскольку хозяйство – вещь тленная и не имеет значения, кто этим занимается. Сами же служители, в отличие от православных монахов, с вениками не ходят.

В подтверждение вышесказанного, мы наблюдали такую картину. В неком месте дацана трое рабочих копают яму. Вокруг них столпился десяток молодых и сильных студентов университета. Все участники собрания что-то обсуждают и даже жестикулируют. При этом лица студентов не имеют и оттенка заинтересованности или сочувствия. На них застыло полное, каменное отрешение от мирских дел.

На базе комплекса функционирует государственный университет, в котором учатся около 100 человек. Это обычный госуниверситет, в котором обучение для граждан России бесплатное. Выпускники университета получают классическое высшее духовное образование по специальности богослов. Обучение длится 8 лет. Студенты изучают дисциплины на четырех языках. 3 года на английском, а оставшееся время на старомонгольском, санскрите и тибетском. Говорят, обучение настолько сложное, что из набора в 120 человек до дипломного финиша доходят лишь 8.

Вспоминая эпизод с лопатами, становится более понятно, почему в университете так сложно учиться. Человек погружается в молитвы в прямом смысле этого слова. Казалось бы, после такого монотонного многочасового чтения и за лопату, и за кирку схватишься, лишь бы как-то разойтись. Разогнать в жилах кровь. Ан-нет! Ни готовить, ни убирать не надо.

Главой всех лам мира является Далай лама. Сейчас он живет в Индии, а раньше находился в Тибете. Ему подчиняется Пандито лама Бурятии, который является главным буддистским священником России. Служба на самом высоком посту буддистских священников - посту Далай ламы - является обязанностью ламы до конца жизни. Новые служители, которые сменяют почивших духовных лидеров, не выбираются и не назначаются. На них указывает священный совет лам, занимающийся вопросами преемственности, который проводится с определенной периодичностью. Таким образом, новый высокопоставленный лама становится всем известен если не от рождения, то с молодых лет. На молодого человека, указанного советом, налагается обязательство перенять ответственность, когда его предшественник отойдет в мир иной.

При входе в дуган нельзя, чтобы на плечах висели сумки, а на глазах были одеты солнцезащитные очки. Храм также надо обходить по часовой стрелке. Выходить из храма рекомендуется спиной. Если есть копеечки, то можно делать подношения. Священники дугана читают молитвы на тибетском, санскрите или старомонгольском языках.

Мы наблюдали в храме служащих. Буддистские священники обладают интересной особенностью: они в большинстве своем крупные мужчины и отлично выглядят. Их лица гладко выбриты, а сами они в целом имеют спортивный вид. Даже кажется, что по вечерам они занимаются боксом, а потом принимают спа.

При молении руки складываются в знак лотоса. В середине место для будды. Лотос – символ буддизма. Этот цветок растет в грязи, а сам является примером чистоты. Так и буддизм –  что снаружи мы уже обсудили, а внутри – путь к чистоте и просветлению. Ведь недаром буддизм в наше время набирает обороты.

Если сравнивать буддистские храмы Бурятии с буддистскими храмами Индии, то наблюдается одна северная особенность: в храмах Бурятии можно не снимать обувь. Другая интересная особенность севера касается привычек служителей: если среди священников в Индии не принято есть мясо, то в Бурятии мясоедам не отказывают.

В Иволгинском дацане растет то самое дерево, под которым 25 веков назад Будда осознал истину. Точнее, растет дерево из ростка того дерева, под которым 25 веков назад Будда осознал истину.

Многие приезжают в Иволгинский дацан, чтобы оказать почтение Хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову и попросить его помощи. Говорят, он творит чудеса. По определенным дням тело Итигэлова переносят в главный дворец Иволгинского дацана. Чтобы попасть к телу, в дацан нужно приехать рано, часам к 7 утра. Очередь движется целый день. Тело выставляется до тех пор, пока не пройдут все страждущие.

Напомним, пандито Хамбо лама Итигэлов родился в 1852 году, а в 1927 ушел в нирвану. Перед уходом он собрал учеников и проинструктировал о том, что нужно делать с его телом. Затем начал читать молитву заупокой. Это длилось в течение нескольких часов. Сердце его остановилось, но сознание осталось живым. Тело положили в саркофаг и закопали. По завещанию Итигэлова, через 30 лет его тело подняли из-под земли. Оно осталось в том же состоянии, в каком было при захоронении. Затем тело поднимали и осматривали еще раз. В 2002 тело Итигэлова поместили в Иволгинский дацан, в котором для него построили отдельный дворец.

 Перед входом в каждый дуган стоят изваяния львов и тигров –защитников буддизма. Как мы и говорили, буддизм схож с другими религиями в том, что делит людей на своих и чужих. 

NSR: львы перед входом в дуган NSR: львы перед входом в дуган

В Иволгинском дацане возведен храм-дуган Зеленой тары – матери всех будд. Она же является буддой сострадания. Ее называют также «Буддой скорой помощи». Ее мантра читается тогда, когда человеку грозит смертельная опасность. Близ храма расположен камень, который нашли в основании разрушенного храма. Это отпечаток Будды скорой помощи. Сейчас возле камня проводятся ритуалы. Каждый из нас также может в этом поучаствовать. Например, мы можем загадать хорошее, не корыстное желание. Женщины, которые испытывают трудности с заведением детей, загадывают детей, ведь Зеленая тара является также богиней плодородия.

NSR: мантра Тары- Мантра Тары-"скорой помощи"

На территории Иволгинского дацана живут две косули – символы двух первых учеников Будды. Косули изображаются на вершине буддистских храмов. Между косулями расположено колесо с восьмью спицами, которое символизирует буддистское учение и восьмеричный благородный путь. Если возведен также шпиль, то это символ того, что дуган завершен, и в нем можно работать. Во время постройки храмов читают мантры, а свитки с мантрами кладут в основание храма.

NSR: косули на территории Иволгинского дацана NSR: косули - первые ученики Будды
На территории Иволгинского дацана живут две косули Две косули - первые ученики Будды Шакьямуни

Итак, мы провели неплохую экскурсию. Что-то из увиденного и услышанного нас удивило, что-то насторожило, а что-то поразило. Например, понравилось горловое пение мантр. Правда, еще более внушительное и емкое звучание мы услышали позднее, когда посетили буддистский храм в Монголии.

После экскурсии мы с Борисом обсуждали наши впечатления. Здесь, в Иволгинском дацане, хорошо показано, как все проявления жизни уходят вовнутрь. В буддизме не замечается ничего вокруг и ничего не делается ради внешней стороны. Мы же привыкли к проявленным внешним формам и, в том числе, внешним результатам своего труда. Поэтому мы решили, что едва ли когда-либо придем в буддизм.

Нам все больше нравится Бурятия. Тут все по-человечески. Ты окунаешься в мирскую жизнь сразу у выхода из дацана, потому что у выхода из дацана разбит мини-рынок, пройти сквозь который весьма интересно. Здесь торгуют вязаными из верблюжьей шерсти вещами, шаманскими тапочками с загнутым носом (загнутый нос не портит траву), шахматами, оформленными в национальных традициях, буддистскими сувенирами. Мы присмотрелись к вещам, но покупать ничего не стали. Наш гид Анастасия сообщила, что все эти вещи привозят из Монголии, куда мы как раз собрались, поэтому есть смысл подождать, чтобы купить все там. Впрочем, это оказалось неправдой, но об этом мы расскажем чуть позже.

Продолжим рассказ о «человеческом лице» Бурятии, выраженном в такой важной вещи, как кухня. Читайте об этом в статье: «Кухня Бурятии: триумф мясоеда!».

Другие фотографии Иволгинского дацана смотрите здесь.

April 15, 2021, 12:03 am